Возвращаясь к вопросу о православии, мы должны рассмотреть историю Церкви, а именно тот момент, когда Папа Римский был «первым среди равных», то есть входил в диптих православных церквей и не претендовал на лидерство над всей Церковью. В то время Папа являлся блюстителем православия и следил за тем, чтобы никакие изменения в догматику не вносились.

Тем не менее, между западными и восточными лютургическими практиками существовали различия, которые не приводили к конфликтам, а любые расхождения получалось нейтрализовывать на Соборах Церкви.

После Великого Раскола были внесены изменения в догматику Западной Церкви, когда Папа Римский стал единоличным лидером всей католической церкви. Первым среди равных в Восточной Церкви стал греческий (константинопольский) патриарх. И несмотря на некоторые изменения, внесенные в Церковь с того времени, канонические восточные церкви являются православными.

Старокатолики после своего отделения от Рима провозгласили возвращение к истинному учению Западной церкви. Я не раз говорил о том, что старокатолики не признают филиокве, непорочное зачатие Девы Марии, лидерство Папы и запрет на женатое священство. И если продвинуться дальше, то для того, чтобы называться православными, а именно западной православной церковью, нужно уточнить еще несколько деталей.

Крестное знамение в Древней, Единой Церкви, совершалось всегда двумя пальцами (перстами). В Западной Церкви — слева направо, в Восточной — справа налево. Сейчас восточные церкви отошли от этого, и совершают крестное знамение тремя перстами справа налево. Католики же вообще не придают этому большого значения. Старокатолики, как единственные представители Западного Православия, совершают крестное знамение двумя перстами слева направо.

В Единой Церкви женатый епископат был оставлен в прошлом по экономическим соображениям еще до Раскола. А после Раскола римская церковь запретила жениться всему клиру. Обе эти тенденции сохраняются до сего момента. Если же говорить о православии, женатое священство, в том числе и епископат, возможны, если это не вредит служению.

Есть и другие нюансы, которые должны быть отражены в катехизисе и других церковных документах.

Добавить комментарий