Историческими церквами в наше время можно считать только мировое православие (диптих православных церквей) и римских католиков. Англикане, как бы они не пытались внушить свою «теорию ветвей», последняя имеет множество слабых сторон и не подтверждается фактами. Из-за этого англикан ставят в одну линию с классическими протестантами — лютеранами, кальвинистами, реформатами и другими движениями и формациями, образовавшимися во время или в результате Реформации.

Отбросив всех современных нео-протестантов и иже с ними, остается, тем не менее, несметное количество протестантских организаций. И старокатоликов ставят, в большинстве случаев, также в одну линию с ними. Но нужно классифицировать их всех, а это непросто.

Главная проблема в том, что есть исторические, классические протестанты, которые существуют, пусть и не всегда в своем ортодоксальном виде, по сей день, а есть организации, взявшие за основу то или иное учение и его название, и создали свою «церковь». Так вот, ориентация, к примеру, на католиков, не делает вновь созданную группу ни исторической церковью, ни истинной католической церковью с Преемством, ни вообще католической.

В лютеранстве есть «высокие» церкви, где есть и епископат, и облачения, схожие с католиками, где епископ носит митру и посох. И это указание на связь церкви с ортодоксией ее течения. Это как раз те, кто откололся от Рима ввиду всем известных причин еще во время Реформации. Конечно, есть и такие группы, которые используют облачения, но связи с историческими группами не имеют. Преемство понимается ортодоксами не столько как непрерывная череда канонических рукоположений епископов от апостолов до нашего времени, а как наследование традиции, как связь с исторической церковью. Рукоположение, собственно, может быть даже от пастора к пастору, как практиковал сам Лютер. И это меньшее зло, когда не признается каноничность и ставится под удар церковность, но чтутся традиции и закон. Это нельзя, тем не менее, оправдывать, но меньшим злом считать вполне возможно.

Есть же рукоположения, претендующие на связь с апостолами, но канонически уже утратившие силу и Благодать. И объяснить это легко. Например, от канонической церкви откалывается епископ или группа епископов, являющиеся нулевой волной, которые затем рукополагают других епископов и священников первой волны. Так вот, церковь примет нулевую волну в сущем сане в случае раскаяния, первую волну — через раскаяние и доказательство законности рукоположений. А начиная со второй волны рукоположения действительными не считаются. Немаловажную роль играет запрет нулевой волны. Если епископы были отправлены в запрет после законных рукоположений, то такие рукоположения еще могут быть рассмотрены как канонические. Но, опять же, учитывается и множество других факторов, которые могут сделать каноничность рукоположений сомнительной.

В случае второй и последующих волн группа претендует на каноничность рукоположений, но чаще всего не имеет ни истории, ни традиций. И это большее зло. Мы не можем создать новую церковь — ее создал Иисус Христос. И раскол — это грех, который оправдать очень и очень тяжело.