Правка от 09.07.2019

С Апостольских времен, когда на праздник Пятидесятницы на апостолов сошел Святой дух и они смогли передавать учение Единой Церкви на любых языках и любым народам, начинается жизнь Церкви Христовой. Именно после этого дня апостолы рукополагали епископов, которые в дальнейшем рукополагали дьяконов и священников. Мы видим это и в Предании, и в Евангелии.

При появлении в дальнейшем определенных ересей, например, арианства, несторианства и других лжеучений, созывались Вселенские Соборы, которые ставили точки в определенных вопросах и извергали ереси из Церкви Христовой. Еретики же отпадали от Церкви, хотя и продолжали не только служить, но и сохранять свои традиции вплоть до нашего времени. Ереси часто возвращались после их извержения из Церкви, и изгонялись вновь, но, к сожалению, не всегда быстро и безвозвратно.

Все церкви (сначала во главе с митрополитами, а затем уже и с патриархами), соединенные в Единой Церкви, имели Общение Алтаря. Первым епископом среди равных был Папа Римский, имя которого первым поминалось на литургии из списка Диптиха канонических церквей. Конечно, церкви имели различия в некоторых традициях, но все-таки придерживались единого учения, а споры удавалось уврачевать на Соборах.

С момента развития Константинополя, когда Вселенский Православный Патриарх также стал претендовать на первенство церкви, и с желанием Рима сохранить власть и внести изменения в некоторые догматы, начался Великий Раскол, который прогрессировал несколько десятилетий. С момента Раскола Римская Западная церковь во главе с Папой Римским стала называться католической (вселенской), а Восточная — Православной. Константинополь претендовал на место «второго Рима», и в настоящее время именно греческий (константинопольский) патриарх поминается первым на литургии, и является вселенским патриархом – первым среди равных. Рим, в свою очередь, стал поощрять унии – присоединение групп, отколовшихся от православия.

После Раскола Папа Римский еще больше утвердился в светской власти и ввел обязательный целибат священства, а также «филиокве» в Символ Веры — исхождение Святого Духа и от Сына. Если обязательный целибат был воспринят духовенством без особых волнений, то «филиокве» приняли далеко не все. По сути, некоторые европейские епархии так и не стали использовать «филиокве».

В 16 веке произошел еще один раскол Церкви, когда в свет вышли протестанты — лютеране, англикане, кальвинисты и другие группы, которых сейчас принято называть классическими протестантами. Реформация дала толчок к еще большим нововведениям, доктринальным изменениям, а также рассвету сектантства, еретичества и так называемого «народного христианства» со всеобщим священством всех верующих. Протестантская церковь обмирщала и потеряла Благодать. Протестанты перестали верить в чудеса Церкви, Благодать, святость, Апостольское Преемство и многие другие вещи.

В 19 веке был созван Первый Ватиканский Собор, на котором был введен догмат о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всей Церковью, а также догмат об отсутствии непорочного греха у Девы Марии и ее телесном вознесении. Новые догматы не были приняты некоторыми группами как клириков, так и верующих, и в итоге произошел еще один раскол, который можно назвать старокатолическим.

После Старокатолического Раскола те епархии, которые не признали изменений, стали называть себя старокатоликами, и поставили перед собой цель не только сохранить древние православные (ортодоксальные) традиции и доктрину, но и вернуть Церковь в то состояние святости, благодатности и правильности, в котором она находилась до Великого Раскола.

В главе 16 Евангелия от Матфея Иисус говорит: «Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее». Это говорит о том, что дьявол будет пытаться победить Церковь во все времена, но не сможет одолеть ее. Попытки будут всегда и везде, и мы можем легко согласиться с тем, что сейчас любая церковь подвержена атакам дьявола. К сожалению, ни любая православная церковь, ни римско-католическая не стала исключением. Мы же, старокатолики, верно и самоотверженно, аскетично и с глубокой верой и любовью ко Христу призваны хранить христианскую веру от изменений, ересей и злоупотреблений священнослужителей и светской власти, пока не наступит день раскаяния тех, кто вносил ересь в учение Церкви. Сами же мы искренне считаем себя православными, живущими по западному обряду, и желаем воссоединения с каноническими православными церквами.

Не стоит забывать и про то, что есть и «ненастоящие старокатолики. Утрехт, к примеру, инициировав раскол со Святым Престолом, после начала Общения Алтаря с англиканами и другими протестантами, получив достаточно свободы и пойдя по стопам других реформаторов, пустился в ересь. Также есть и католики-традиционалисты, отколовшиеся после Второго Ватиканского Собора, которых иногда также называют старокатоликами. Они верят в экуменизм, поддерживают взгляды седевакантистов, то есть тех, кто верит в главенство Папы Римского над всей Церковью, но не признает официальных Пап, считая Престол вакантным, начиная с Иоанна 23.

Обо всех религиозных группах, ставших более либеральными, ушедшими в ересь и тем более использующими наименования настоящих церквей, мы можем только молиться. Дай Бог, чтобы они пришли к пониманию своих заблуждений.