Я не зря назвал так эту заметку. Конечно, ортодоксия, или оригинальное, неизменное течение, учение или движение в чем-либо может быть либо полностью ортодоксальным, либо он теряет свою оригинальность вовсе. Так, например, католическая церковь утратила свою ортодоксальность после Великого Раскола, внося изменения в свое учение.

Конечно, есть и такие вопросы, о которых можно спорить внутри одного течения, или иметь свое мнение. К примеру, все православные учат литургику, и знают об истории самого богослужения, его составных частях и причинах именно такого последования в той или иной литургии. И есть те части, которые самовольно изменены быть не могут. А есть вполне себе изменяемые части, и каждый клирик волен ими варьировать. И так во всем — по степени важности вопросов. Это если объяснять на пальцах.

Почему же я об этом пишу? Ответ прост. Для православного человека, да и для католика, и старокатолика, и англиканина, скорее всего, это ясно, и не требует объяснения. Неизменность, ортодоксальность, правильность учения церкви доказывали святые и уважаемые Отцы Церкви. До нас дошли их труды и нам нужно только изучать их слова, чтобы понимать больше, знать достаточно, и проповедовать правильно. Таким образом, вопрос ортодоксальности является риторическим вопросом, которые не требует ответа.

Странно слышать от епископа вопрос типа «А назовите, отец Алексий, хоть одно решение какого-нибудь Вселенского Собора, где была осуждена ересь Римско-Католической церкви или Папы Римского…», или «А почему вы говорите, что быть ортодоксом только следуя учению семи Вселенских Соборов недостаточно»?

В чем же тогда ортодоксальность церкви? Я ранее уже писал об истинности церкви, и оговорюсь еще раз, что вне православия церкви не существует. Старая статья — тут: https://starocatholic.ru/catechism/istinnost-cerkvi/

Что же такое ортодоксальная (православная) христианская церковь?

  • Это церковь, где учение Христа не искажено в угоду власти, или людям, или лидеру церкви (власти — у классических протестантов, людям — у неопротестантов, лидеру церкви — у католиков), а проповедуется так, как есть;
  • Это церковь, которая действует не для обогащения своих лидеров;
  • Это церковь, где Предание почитается вместе с Писанием, так как Писание было собрано на основе Предания;
  • Это церковь, созданная Христом и его апостолами после Его воскресения, а не людьми, собравшими евангельский кружок по интересам. Мы часто видим высказывания типа «лютеранская ортодоксия» или «англиканская ортодоксия», или еще какая-то. И это к православию не имеет ровно никакого отношения, так как ортодоксия протестантской церкви — это оригинальное учение Мартина Лютера о христианстве, а не непосредственно Иисуса Христа о спасении;
  • Это Церковь, где наличествует Апостольское Преемство.

Меня многие спрашивают: «а почему же тогда разбойник, висящий на кресте рядом с Иисусом спасся? Это ведь как раз и говорит о том, что главное — это вера и раскаяние, а не следование какой-либо из конфессий…». И ответ здесь прост. Господь всемилостив, и спасает заблудшие души по своей милости. Мы же не можем знать, будет ли спасен даже воцерковленный человек, потому что это дано знать только Богу. И наша задача не судить, а облегчать путь людей ко спасению через благодать истинной церкви. А те, кто намеренно искажают учение, либо вводят людей в заблуждение своим незнанием (а незнание — это не значит освобождение от ответственности) грешат очень и очень сильно.

Добавить комментарий